Белый генерал о роли священников на Первой мировой войне и в революционное время

Белый генерал о роли священников на Первой мировой войне и в революционное время.

Совсем недавно в интернете активно обсуждали «камуфляжные рясы священников» и «свечи защитного цвета», представленные на форуме «Армия-2020». Было много юмора от блогеров, по этому поводу. Меня же посетили скорее грустные мысли: авторы «военной моды капелланов» вряд ли читали мемуары А.И.

Деникина под названием «Очерки русской смуты».

Вообще, свидетельства Деникина крайне ценны и многогранны, он ведь в своих произведениях пишет не только о Гражданской войне и не только о том, «какие плохие были большевики».

Антон Иванович довольно подробно описал «предвоенное» состояние Русской императорской армии, указав на многочисленные недостатки, в том числе — морально-идеологические.

Знаменитый дореволюционный девиз — «За веру, царя и отечество!» — Деникин подверг некоторой критике.

С одной стороны, лидер белого движения критиковал «общую» деградацию нравов и расшатывание «духовных скреп». Но, помимо лозунга «раньше было лучше», Деникин высматривал и еще кое-что:

«Как постепенно терялась связь между народом и его духовными руководителями, в свою очередь оторвавшимися от него и поступившими на службу к правительственной власти, разделяя отчасти ее недуги. » (с) А.И. Деникин.

Очерки русской смуты.

Военачальник отмечал равнодушие еще «довоенного» поколения армейцев к «делам духовным». Официальные «казарменные» порядки не давали должного «воспитательного» эффекта.

Религия казалась солдатам и офицерам в таком положении чем-то «навязываемым сверху», обязательным «постольку поскольку».

Бойцы Русского Экспедиционного Корпуса во Франции, 1916 год.

Сама же Перая мировая война имела множество причин. Прежде всего — социально-экономических, национальных, политических. Но всем более-менее образованным людям было видно, что причины раздоров — уж точно не в религии)

И потому «военное духовенство» фактически сразу оказалось «за бортом». Если авторитет офицеров в первые годы войны все еще оставался на уровне, то о священниках практически сразу «забыли», исключая разве что отдельных талантливых индивидуумов.

«Я не хочу обвинять огульно православное военное духовенство. Много представителей его проявили подвиги высокой доблести, мужества и самоотвержения. Но надо признать, что духовенству не удалось вызвать религиозного подъема среди войск. » (с) А.И.

Деникин. Очерки русской смуты.

Хотя молебны, конечно, проводились (как и в белых армиях позднее). И примеры героизма со стороны священнослужителей были. Но этого не хватало, тенденции были иные.

Дальше же все пошло еще веселее. Ведь Святейший Синод (признаться, как и многие другие «обязанные») не встал на защиту царя.

Священники де-факто поддержали Временное правительство.

«Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость. » (с) Церковные ведомости, 9 марта 1917 года.

И армия моментально «забила» на религию окончательно. Если «революционные генералы» еще пытались навести в войсках дисциплину, пользуясь остатками авторитета, то церковь фактически исчезла. Деникин приводит один характерный для того времени эпизод, рассказывая про участь походной церкви:

Белогвардейцы-дроздовцы на молебне. Художник: Д. Шмарин.

«Один из полков 4-ой стрелковой дивизии искусно, любовно, с большим старанием построил возле позиций походную церковь. Первые недели революции. Демагог поручик решил, что его рота размещена скверно, а храм — это предрассудок.

Поставил самовольно в нем роту, а в алтаре вырыл ровик для. » (с) А.И. Деникин.

Очерки русской смуты.

Понятно, для чего. Не, ну а что?

Сломался царь, сломалась система, сломалась и «царская церковь», мы теперь сами по себе.

А.И. Деникин отмечает и еще кое-что: Первая мировая война разбудила в людях два чувства. Первое — ожесточение.

Второе — желание выжить, вера в лучший исход. Вот и шли «бывшие православные» за большевиками, за «светлым будущим», за батьками-атаманами, за возможностью «поделить-пограбить», за националистическими лозунгами, за «полевыми командирами».

Церковь же всю Гражданскую войну официально «помалкивала», разве что иногда прося «дерущихся» прекратить безобразия, в стиле Кота Леопольда.

Русские солдаты строят «полевую» церковь, период Первой мировой войны.

Да, были священнослужители в рядах белого движения, но на них никогда не делался упор самими белыми, разве что в Крыму при Врангеле акцент некий чувствуется, да на излете «колчаковщины» пытались создать «православные боевые дружины». А так, вера не стала аргументом и в период Гражданской войны.

И вот эта информация столетней давности заставляет меня задать вопрос: а что смогут сделать нынешние «боевые капелланы» в реально тяжелой обставновке? Повторят ли судьбу своих предшественников?

Читали ли Деникина нынешние «реформаторы»?

С вами вел беседу Темный историк , подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте , смотрите видео на моем You Tube канале . Читайте также другие мои каналы на Дзене: