Боярыня Морозова: трагедия Раскола

Боярыня Морозова: трагедия Раскола

Кто не знает эту картину Сурикова? Однако меньше тех, кто знает, чем прославилась её героиня.

Молодая вдова

У знатного московского дворянина, царского окольничего Прокофия Соковнина, в 1632 году родилась дочь Феодосия. В 1649 году, 17 лет, она вышла замуж за всемогущего царского приближённого, боярина Глеба Морозова.

Тому было уже 54 года, и он сочетался вторым браком. В 1662 году он умер, и боярыня Морозова стала распорядительницей огромного состояния.

Несмотря на свой молодой ещё возраст, у Морозовой почти не было шансов выйти замуж снова – русское общество не одобряло браки вдовиц. Да она и не стремилась к этому, испытывая желание подвизаться на ниве благочестия.

Она постоянно оказывала приют многочисленным странникам и калекам. Сама упражнялась в аскетических подвигах.

В ту пору русское общество было взволновано церковными нововведениями Патриарха Никона. Морозова находилась под сильным влиянием вождя старообрядцев протопопа Аввакума.

Её дом стал прибежищем и очагом пропаганды всех противников новых церковных порядков.

Боярыня Морозова - Василий Иванович Суриков. 1887г.

Мученичество

Царь Алексей Михайлович хорошо знал о симпатиях Морозовой, но долго боялся тронуть представительницу такого родовитого семейства. Однако в 1671 году сильно оскорбился тем, что Морозова не почтила своим присутствием свадьбу Царя, женившего повторно.

В ноябре 1671 года Феодосия и её сестра Евдокия, княгиня Урусова, были посажены под домашний арест в кандалах.

С сёстрами неоднократно проводились «увещательные беседы», а с 1674 года они продолжились уже под пытками. Но Феодосия (принявшая тайный старообрядческий постриг под именем Феодоры) и Евдокия были тверды в вере. Разгневанный Царь велел заточить обеих в яму в Пафнутьев-Боровском монастыре и уморить голодом.

Осенью 1675 года сёстры умерли от истощения. Четырнадцать их слуг были сожжены живьём как еретики.

Кадр из исторической драмы

Тайна Раскола

Нас поражает жестокость расправы над людьми, вся «вина» которых состояла в том, что они хотели молиться по старым обычаям, так как боялись, что новые могут «погубить» их души. Но следует учесть, что принятие или отвержение государственной церкви считалось тогда показателем политической лояльности.

Царь опасался, что знатная боярыня может стать центром государственной измены.

Тем не менее, не может не ужасать то хладнокровие, с которым «тишайший» Царь отдал повеление обречь несчастных женщин на смерть от голода. Не меньше шокирует полное отсутствие сострадания у тюремщиков-стрельцов – вроде бы верующих православных людей, которые на слёзные мольбы умирающих сестёр дать им покушать чего-нибудь отвечали: «Не велено».

Боярыня Морозова: трагедия Раскола

Самой же главной тайной Раскола остаётся то, почему Царь, несмотря на то, что в 1666 году Поместный Церковный Собор лишил Никона сана Патриарха, оставил в силе все его исправления в обрядах и не только продолжил, но и ужесточил его политику по отношению к старообрядцам.

Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс.

Если вам понравилась публикация — не забудьте:

— нажать "палец вверх";

— подписаться на канал;

— оставить комментарий.

Еще больше материалов на нашем телеграмм канале
История Российской Империи. Подпишись