Красные священники» — феномен Гражданской войны

«Красные священники» — феномен Гражданской войны.

Я тут уже много писал о «расколотом офицерстве» времен Гражданской войны, когда военные специалисты старой России (или офицеры уже военного времени) были вынуждены «выбирать сторону». Многие бывшие царские офицеры оказались в РККА. Кто-то — по мобилизации, но часть пошла вполне осознанно.

Существовали и «красные казаки» (Миронов, Подтелков и так далее).

Но еще одним интересным явлением Гражданской войны является. определенный раскол духовенства. Официально, православная церковь в годы Гражданской войны соблюдала нейтралитет.

Конечно, в рядах белогвардейцев были священники.

Однако, нашлось немало духовных лиц, которые попросту. примкнули к большевикам, став деятелями коммунистической пропагандистской машины, атеистами-большевиками и даже. красными партизанами!

Кто-то делал это из-за искреннего увлечения социалистическими и атеистическими идеями, иные же — банально ради карьеризма, дабы «было что покушать».

Не буду голословным, приведу несколько примеров.

Начнем, пожалуй, с Дмитрия Яковлевича Попова. В царское время он, между прочим, успел посидеть в Государственной думе. Затем благословлял революционные войска «новой демократической России», был сторонником создания обновленческих организаций.

После октября 1917 года поддержал большевиков, стал, внимание, комиссаром народного хозяйства. Мощно, да?

Д. Я. Попов.

В марте 1918 года бывший священник организовал в Усть-Сысольске революционное шествие с лозунгом «Да здравствует интернационал!» А еще этот «бывший поп», лишенный сана в 1918 году, успел побыть левым эсером, коми-автономистом и. пообщаться с В. И. Лениным.

Еще один яркий пример — Михаил Владимирович Галкин. Между прочим, герой Первой мировой войны, награжденный орденом Святой Анны третьей степени за свою деятельность в качестве полкового священника.

М. В. Галкин в 1917 году сильно сблизился с «левыми»: общался с социал-демократами, печатался в меньшевистской газете, беседовал с Максимом Горьким. После октября 1917 года Галкин сразу же пошел к большевикам, принял активнейшее участие в процессе отделения института церкви от государства. А летом 1918 года сам отрекся от сана.

Бывший священник Галкин стал одним из создателей журнала «Революция и церковь», наряду с видным большевиков П. А. Красиковым (дедом Красикова был протоиерей). Впоследствии М. В. Галкин занимал преподавательские должности в СССР, дожил до 1948 года.

И уж совсем необычный «поп», «красный поп» — Иван Анисимович Вашкорин. Этот священник стал большевиком еще в сентябре 1917 года, впоследствии прославился как активный деятель красного партизанского движения.

Местные партизаны причудливо сочетали как «традиционные» так и «революционные» обряды.

И. А. Вашкорин.

«. когда родственники погибшего партизана просили устроить похороны по церковному обряду — наш зав. политотделом опять облачался в рясу, но обыкновенно шедшие за гробом разделялись на две партии: одна — с церковным пением во главе со священником, вторая — с пением революционных песен и красными знамёнами, и тогда наш батя, кончив петь духовное, с энтузиазмом присоединялся к пению революционных песен. » (с) В. Г. Яковенко. Записки партизана.

Вашкорин, являясь важным идеологом партизан Красноярского края, не раз оказывался «на краю», но войну пережил (а вот жена Вашкорина была убита белыми). После Гражданской И. А. Вашкорин внес весомый вклад в развитие системы народного образования, был директором Лесотехнического техникума в Красноярске, дожил до 1976 года.

Конечно, это далеко не все примеры, попадавшиеся мне. Но они намекают на определенный раскол духовенства, часть которого приняла обе революции 1917 года.

С вами вел беседу Темный историк , подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте . Читайте также другие мои каналы: