Не оставлю советского механика» или подвиг французского летчика

«Не оставлю советского механика» или подвиг французского летчика.

Подвиги бывают очень разными. На войне, чаще всего, речь идет о смелых бойцах, которые сумели противостоять превосходящему по численности противнику, нанести ему впечатляющий урон.

Впрочем, подвиги можно совершать и в тылу, помогая своей армии, создавая для нее патроны, снаряды и обмундирование. Можно выносить раненых с поля боя.

Можно вдохновлять бойцов ярким словом.

Но сегодня речь пойдет о совсем уж необычном подвиге. Дословно: «сам погибай, но товарища — выручай!» Или хотя бы попробуй выручить.

Французы в период Второй мировой войны, можно сказать, оказались «по обе стороны баррикад». Многие граждане этой страны после поражения в кампании 1940 года спокойно работали на немцев.

А некоторые и воевали.

Например, французские «борцы против большевизма» принимали участие в Битве за Москву. Понятно на чьей стороне.

Кстати, вот и они.

Впрочем, были и другие французы. Бойцы «Сражающейся Франции» внесли свой посильный вклад в победу над нацистами.

Отметились такие французы и на востоке. Речь идет о знаменитом авиаполке «Нормандия-Неман».

Из девяноста шести летчиков-французов погибло в боях сорок два человека. Французы за период войны сбили более 250 немецких самолетов.

Но, помимо французов, в полку служили и советские техники. Одним из них был Владимир Белозуб.

Лучшим другом Владимира стал французский летчик, аристократ Морис де Сейн. Крепкая дружба между двумя столь разными людьми проявилась и в боевой обстановке.

Капитан Морис де Сейн.

Из письма де Сейна к матери:

«Мама, я называю его философом. Он ждет моего возвращения с нетерпением, как и ты, мама. Владимир делает в это время все, чтобы я вернулся.

Мама, какой он мастер, какой парень! Ты увидишь его, мама. »

Из письма Владимира Белозуба к родителям:

«Когда вернусь, расскажу вам про своего французского друга Мориса де Сейна. Он лихо бьет фашистов. А на досуге мы учим друг друга грамоте: он меня — французскому, а я его — русскому. »

Владимир Леонтьевич Белозуб

Увы, они оба не вернулись. В июле 1944 года аэродромы перенесли, поближе к наступавшему фронту.

И тот роковой полет пятнадцатого числа происходил на слишком низкой высоте, в опасных условиях, да еще и с механиком на борту.

В итоге неприятельскими пулями был поврежден бензобак самолета, на котором летели Морис и Владимир. По другой версии, просто произошла некая поломка двигателя.

Французу поступил категорический приказ: покинуть самолет. Но он. отказался это сделать, даже имея при себе парашют.

Дело в том, что у его друга-механика парашюта при себе не было.

Летели они на самолете Як-9. Вообще, машина одноместная, но механика при необходимости помещали в отсеке фюзеляжа за бронеспинкой летчика.

Морис де Сейн до конца боролся с напастью, пытался посадить самолет. Не вышло. Французская семья так и не дождалась с войны своего наследника-аристократа.

Как и украинская семья из Днепропетровской области — своего сына. Такие разные по национальности и социальному происхождению люди, но общая судьба.

И еще один подвиг.

Во Франции в честь Мориса де Сейна были названы одна из школ и военно-воздушная база. Дружба же между семьями советского механика и французского летчика, продолжалась десятилетиями.

С вами вел беседу Темный историк , подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте .