Не удержался на хвосте – погибнешь» — советский пилот истребителя рассказывает про бой с; Фокке-Вульфами;

«Не удержался на хвосте – погибнешь» — советский пилот истребителя рассказывает про бой с "Фокке-Вульфами"

Ранним утром 22 июня 1941 года, началась Великая Отечественная война. Расчёт Люфтваффе был на внезапность.

В этой атаке, да и вообще в первых боях, погибло большое количество лётчиков, имевших боевой и пилотажный опыт . Заменить их было фактически некем, и в тылу спешно готовили новый лётный состав, о участнике которого и будет эта статья.

Авиационный клуб

Родился Николай Васильевич в 1920 году, в Пензенской области. Как в то время водилось, увлёкся авиацией , до бредового состояния – первые модели самолётов в клубе, запах клея, «моторы» моделей, сделанные из резинового жгута… Повзрослев, закончив школу, наш герой не отказался от своих увлечений и собрался поступать в Казанский авиационный институт. Туда, впрочем, он экзамены не сдал, и с помощью директора института, отправился в Самарский автодорожный.

Остановить в увлечениях Николая Васильевича было невозможно – кто знает вкус полёта, тот поймёт. В Киселёвске наш герой прошёл курс обучения лётчика, летал на У-2 . В том же киселёвском аэроклубе произошёл неприятный случай.

Климахин Николай Васильевич. Фото из личного архива пилота.

Воевать Николай Васильевич отправился из института , откуда после первого семестра его вызвали в военкомат и направили в Белую Церковь, в артиллерию. Как раз была в разгаре Финская война, и он попал в 184 артиллерийский полк, на должность радиста.

В Финскую ему повоевать на фронте так и не удалось, как и в последующие два года – в 1940 году, его ещё как артиллериста, вместе со всем полком направляют на Буг, освобождать Бессарабию. Только приехали, встали на довольствие, получили армейские жетоны (их ещё «смертники» называли, там информация о солдате была – кто, откуда и т.д.), как приходит сообщение, что король Румынии сдал Бессарабию без боя .

В преддверии 1941 года Климахину сделали предложение, от которого он отказаться не смог – командир части, выполняя директиву Сталина, вызвал Николая к себе и предложил перевестись в авиацию . Тогда это предлагали всем, кто проходил лётное обучение в клубах, и не попал в авиацию. И под самый Новый год, наш герой прибывает в Сталинградскую школу пилотов , для прохождения краткосрочной программы обучения лётному делу.

Учились на УТИ-4, затем уже на боевых «ишаках» — И-15 и И-16.

УТИ-4 (учебно-тренировочный истребитель) копия истребителя И-16 без вооружения. Фото в свободном доступе.

Там Климахин вновь столкнулся с ситуацией, в которой оказался на волосок от гибели – во время одного из учебных полётов, засмотревшись на девушку, чуть не «вбил» свой самолёт носом в склон обрыва, едва успев вывести машину, не задев земли.

Уже в Польше, у однополчанина Климахина возникла такая ситуация. То ли напряжение сыграло, организм не выдержал, то ли ещё что, но лётчик тогда на скорости километров в 250 врезался в склон обрыва . Ни самолёта, ни лётчика…

Встреча с Фокке-Вульфом

В феврале 1942 Николая Васильевича вместе с группой выпускников школы направляют на родину, в Кузнецк. Там сформировали 13 резервный авиаполк.

Расквартировывать новоприбывших было негде, пришлось рыть землянки в поле, обустраиваться самостоятельно . Аэродром тоже пришлось готовить самим – получился небольшой, взлетать и садиться можно было только на И-15, разбег у него небольшой.

Потом уже прислали Як-1, У-2. Война в разгаре, мальчишки в бой рвутся, а их не выпускают.

Осваивайте самолёты, иначе как летать будете. Только в 1943 году, этих мальчишек направили к линии фронта , во 2 воздушную армию.

Прибыли, а самолётов не дают – учитесь, товарищи сержанты, пока на устаревших, а позже будут новые самолёты – Як-1, Як-7, Як-3… Просидел там Климахин с такими же, как он, курсантами почти год.

Только в 1944 их направили на фронт, в боевой 728 авиационный полк . Там ещё около месяца потратили на освоение, теорию повторили, потом выдали всем лейтенантов и только после того доверили самолёты. Попал Климахин в эскадрилью к будущему Герою Советского Союза Выборнову . Летали тогда в основном на охране бомбардировщиков или по уничтожению окружённых группировок противника.

За Выборновым держаться было тяжело, но его ведомые держались – любил опытный пилот резкие виражи, чтобы врагу прицел сбить, да и самому удобнее на цель заходить так было.

«Держись! Если я промахнусь – ты мне поможешь». Инструкция проста – «Не удержался на хвосте – погибнешь».

Такую простую инструкцию запомнил Климахин на всю жизнь.

Свою первую встречу с Фокке-Вульфом Николай Васильевич описал так:

Фокке-Вульф или FW-190A. Фото в свободном доступе

Сбил свои два Фокке-Вульфа Климахин не в одном бою, но практически идентичным способом. Про один сбитый самолёт ветеран рассказывал очень живо:

Для Климахина война закончилась в Чехословакии. А дальше – служба в Крыму, учёба, обучение полётам на реактивном самолёте , должность главного штурмана страны.

Вот такие люди и составляли костяк авиации Советской армии – волевые, упорные и бесстрашные . Можно, конечно, списать всё на войну.

Но иначе было никак.