Немцы не хотели рисковать вступая с этим танком в открытый бой» — почему легендарный КВ-2 был снят с производства

«Немцы не хотели рисковать вступая с этим танком в открытый бой» — почему легендарный КВ-2 был снят с производства

КВ-2 был одним из мощнейших танков начала 40-х годов. Построенный на базе своего предшественника, тяжёлого танка КВ-1, он, казалось бы, олицетворял всю военную мощь Советского Союза .

Но на деле, произведено их было немного, и с началом Великой Отечественной Войны, производство было остановлено. В этой статье я расскажу, по каким причинам это произошло .

Передвижная "крепость"

Во время советско-финской войны, РККА сталкивалась с серьёзными проблемами во время штурма укрепрайонов финских войск . Имевшиеся на тот момент танки и мобильная артиллерия не могли обеспечить надёжное поражение железобетонных укреплений, и перед командованием встал острый вопрос – как воевать? Престиж РККА не позволял проиграть в войне, «а уж тем более финнам», как выразился один из генералов.

На помощь пришли конструкторы Ленинградского танкового завода имени Кирова. Фактически, они хотели создать "Передвижную крепость".

По заданию управления вооружений МО СССР, они разработали вариант установки на танк тяжёлой гаубицы М-10, обшив её бронелистами . Ходовую часть решили использовать от танка КВ-1, не славившегося, кстати, большой надёжностью, но на тот момент это мало кого волновало.

Фактически, это так и остался названный в честь маршала танк, основные изменения коснулись башни и орудия. Башня была создана с нуля , учитывая мощность орудия, размеры и обслуживание его в бою, хотя бы с минимальным удобством. В итоге, в башне, кроме самого орудия и боекомплекта размещались четыре человека, этим и объясняется столь необычная для танка форма .

Для производства башни использовались листы катаной броневой стали, между собой соединённой сварным методом. Толщина листов была подобрана с таким учётом, чтобы её не мог пробить ни один из известных на то время снарядов противника – 75 мм . Это ещё больше снизило надёжность танка, но опять-таки, на это никто не обращал внимания.

Разрушенный ДОТ на линии Маннергейма. Вероятно попадание тяжёлого гаубичного снаряда. Фото взято: nortfort.ru

Недостатки КВ-2

В итоге машина получилась. Танк успешно выполнял поставленные боевые задачи на испытаниях, одним-двумя попаданиями «разваливал» ДОТ любой конфигурации, тем самым выполняя своё прямое предназначение . О попаданиях в танки противника, даже говорить ничего не приходится – стальная «чушка» весом в несколько десятков килограмм, выпущенная из 152-мм орудия этой машины, могла пробивать практически любой танк , даже без детонации снаряда.

В войсках танк встретили сначала с холодком , затем с энтузиазмом, и лишь потом о танках начали говорить как о «проблемных и требующих особого обслуживания танках» . И без того малонадёжная ходовая часть КВ-1, требовавшая серьёзных доработок, была использована и в новой машине. Тем самым, усугубив эти проблемы увеличением веса. Стала больше страдать трансмиссия, подвеска, двигателю тоже досталось.

Серьёзных доработок по этой части не планировалось, и танки использовали «как есть», стараясь всячески сберечь моторесурс.

Выше стал находиться и центр тяжести, поэтому экипажу танка указывалось по возможности избегать поверхностей с сильным уклоном, тем более не наезжать на такие поверхности одной из гусениц, или же спускаться по ним – виновата в этом снова тяжёлая и большая башня . Даже стрелять рекомендовалось с остановки, и прямо указывалось не вести огонь стоя на наклонной или зыбкой почве – сила отдачи орудия при таком выстреле могла заклинить механизм вращения башни или вовсе повредить его.

Для наглядности, на форумах танкистов нашёл Вам макет башни КВ-2. Я тоже считаю, что она была

Танк "в деле"

Грянула Великая Отечественная Война. На тот момент, в войсках находилось 204 танка КВ-2 , достаточно грозная сила для противостояния немецким войскам, учитывая то, что их танки не имели достаточных орудий, чтобы эффективно сражаться с КВ-2. Но низкая маневренность, большие габариты, ограничения по стрельбе из машины, находящейся на неровной почве, невозможность ведения маневренного боя сделали из этой машины некое подобие тяжёлой самоходки.

Причиной тому стала тактика немецких танкистов – используя лёгкие и маневренные танки, они обходили советские танки и поражая в слабозащищённые корму и борта , вначале обездвиживали, а затем сжигали машины.

Гранатами танк поражать не могли – три пулемёта ДТ , с возможностью съёма и использовании вне танка, надежно защищали машину со всех сторон. По тем же самым причинам, были малоэффективны действия пехоты противника, которые приводили к поджогу – выплеснуть два ведра бензина на моторное отделение и поджечь (глупо, опасно, но этот способ в теории работает и с современными танками).

Но и КВ-2 мог ответить – на тот момент танки Вермахта были слишком слабо бронированы,и старались не рисковать вступая с этим танком в открытый бой . Если снаряды немецких танков могли лишь оставить на броне КВ-2 царапины и щербины, то 152-мм снаряд М-10т пробивал штатный Pz. III почти насквозь. В начале войны это было мощным деморализующим фактором для Вермахтазавидев на поле боя выползающие КВ-1 и КВ-2, немецкие танкисты старались как можно быстрее выйти из боя .

С началом войны, немецкие войска быстро приблизились и взяли в окружение Ленинград. Завод успели эвакуировать в Челябинск , но там от производства таких машин отказались – это замедлило бы темпы производства других танков, таких, как КВ-1 и Т-34 , в которых армия нуждалась больше, чем в крупнокалиберной артиллерии.

Не лишним будет заметить, что КВ-1 и Т-34 стоили ощутимо дешевле, при том, что они так же гарантировали успешное поражение немецких танков.

Немецкие танкисты осматривают увязший в болоте КВ-2 ранних модификаций, с наклонной лобовой бронёй. На броне виды следы попаданий снарядов. Фото в свободном доступе.

Из имевшихся в наличии на 1941 год машин, к концу того же года, «дожили» единицы – танки часто бросали из-за поломок ходовой части, отсутствия запасных частей или снарядов. Немцы, конечно, были рады таким «подаркам», и восстановив машины, отправляли их в бой. Но в дальнейшем, увидев «надёжность» машины, немцы тоже отказывались от их восстановления при поломках или боевых повреждениях .

В целом, машина имела смысл существования, если бы была более надёжной, ведь смогли же доработать СУ-152 или ИСУ-152, обладавших примерно таким же орудием. Но в 1939-1940 годах, когда КВ-2 был разработан и постановлен на вооружение, конструкторы таких решений не нашли, да и опыта у них не было. И потому, в начале Великой Отечественной, военным была спущена негласная директива, в которой рекомендовалось КВ-2, для ремонта которых требовалось бы отправлять машины на завод, окапывать на стратегически важных направлениях, используя их в качестве ДОТ .

Вот такая "суровая реальность" для амбициозного проекта.