Почему белые казаки и белые «добровольцы» плохо понимали друг друга?

Почему белые казаки и белые «добровольцы» плохо понимали друг друга?

На юге России, в период Гражданской войны, красным противостояли различные силы. Среди них можно выделить два антибольшевистских консервативных «вектора» — это местные донские, кубанские, терские казаки и «пришлые» добровольцы со всей России, те самые белогвардейцы Добрармии.

В 1918 году донские казаки под предводительством атамана Краснова воевали на своем фронте (Царицын), Добровольческая армия Деникина — на своем (Кубань и Северный Кавказ). Оба воинства не подчинялись друг другу.

Более того, между ними была и определенная конкуренция, плюс — разная внешнеполитическая ориентация (Деникин — Антанта, Краснов — Германия).

И позднее между казаками и добровольцами были взаимные споры. Белые генералы (Деникин, врангель) обвиняли донских казаков в излишнем увлечении трофеями (рейд Мамантова), а кубанских — в стремлении к сепаратизму.

В целом, белогвардейцы Добровольческой армии были непримиримыми врагами красных, они мечтали о «Единой и Неделимой России». Казаки же втягивались в Гражданскую войну постепенно, неохотно.

И преследовали несколько иные цели (хотя и не все казаки думали именно так, но большинство). А именно: большевики должны уйти с их земель.

При таком раскладе некоторые казачьи вожди были готовы даже на сепаратный мир с большевиками, который гарантировал бы им независимость/внутреннее самоуправление. За пределами своих родных станиц казаки воевали довольно неохотно.

Разложение донцев и кубанцев во второй половине 1919 года стало одной из причин поражения белых в Гражданской войне.

Но ведь нельзя сказать, что казаки были все поголовно эгоистами или мечтали о «независимой Казакии».

Всё куда прозаичнее: война шла на территориях казаков, принимая там особенно ожесточенный характер. Донцы и кубанцы прежде всего хотели сохранить свои дома и свои семьи, своё имущество (включая землю), свои традиции и свое положение в обществе.

Командный состав Добровольческой и Донской армий: генералы А. П. Богаевский, А. И. Деникин, П. Н. Краснов. Станция Чир. 1918 год.

А вот белогвардейцы Добровольческой армии были, чаще всего, чужаками на казачьих землях. Они покинули свои дома, оставили свои семьи, ради рискованной и амбициозной затеи.

«. Необходимо было поэтому продвинуться к рубежам стратегическим, заняв важнейшие узлы дорог.

Между тем казаки не желали продвигаться дальше границ своей области — «нам чужого не надо», рассчитывая, что большевики удовлетворятся такой их «лояльностью».

. В этом отношении положение мое было неизмеримо легче, чем атамана: Добровольческая армия, по крайней мере, основные ее части, шли беспрекословно туда, куда я ее вел. » (с) А.И.

Деникин. Очерки русской смуты.

Оттуда во многом и вытекали эти взаимные обвинения: казаки называли белогвардейцев Деникина «странствующими музыкантами». Мол, сегодня здесь, завтра там, эдакие ландскнехты.

А мы-то, мы-то здесь останемся, некуда нам «маневрировать», ведь мы почти поголовно связаны с родным краем землями, семьями, домами.

Командующий Донской армией генерал-майор В. И. Сидорин и начальник штаба армии генерал-лейтенант А. К. Кельчевский с чинами штаба армии и танкистами у подготовленных к отправке танков Mk V. 1919 год.

Не отставали и белогвардейцы Добровольческой армии: мы, мол, воюем за высокие идеалы, а вы — за «вашу хату, которая с краю», вы готовы помириться с большевиками, договориться с немцами, лишь бы ваши дома не горели.

«В противоположность собравшимся со всей России добровольцам, казаки были органически связаны со своей территорией — Доном, и потому перед ними особенно остро стоял вопрос: что же будет дальше?» (с) Г.Н. Раковский.

Конец белых. От Днепра до Босфора.

Вот это различное «имущественно-территориальное» положение и порождало антагонизм между «добровольцами» и казаками. Первые желали вернуть себе всю Россию, фактически оставаясь «неприкаянными». Вторые же надеялись оставить за собой «малую родину», пусть даже и ценой солидных уступок.

Похожие процессы характерны и для востока России, где также были местные казаки и бежавшие от советской власти белые.

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене: