Почему гильотина была так популярна в революционной Франции?

Почему гильотина была так популярна в революционной Франции?

Когда мы говорим о жестоком терроре периода Гражданской войны в России, никогда не следует забывать о том, что это был не первый (и не последний) прецедент.

Политическая борьба всегда была делом опасным не только для основных «важных» фигур, но и для окружающего простого люда.

Великая французская революция смела дряхлую сословную монархию, однако, между пришедшими к власти группировками началась бескомпромиссная борьба. Борьба эта выражалась и в интригах, и в стихийных погромах-расправах революционных толп, и даже в реальных боевых действиях (как было в Вандее).

Но «символом эпохи», «бритвой нации» считалась гильотина. Он стала «конечным пунктом жизни» для очень многих людей: представителей бывшей знати (включая бывшего короля и бывшую королеву), политических деятелей (Жорж Жак Дантон, мадам Ролан, Пьер Верньо), обыкновенных преступников (первым познакомился с гильотиной вор и убийца Николя Пеллетье), крестьян, рабочих, ремесленников и так далее.

Как раз в марте 1792 года особой комиссией был ратифицирован «гильотинный декрет». Надо сказать, что профессор анатомии Жозеф Гильотен исходил исключительно из благих побуждений. И его мнение в те годы было довольно прогрессивным:

— при королях казнь зачастую представляла из себя многочасовой ужасающий аттракцион (Робера-Франсуа Дамьена в 1757 году казнили четыре часа, например), тогда как гильотина предполагала быстрый и относительно безболезненный финал;

— теперь все будут равны перед законом: и дворянин, и простой крестьянин. Раньше было много особых, «сословных» казней или казней за разные тяжкие преступления.

Гильотина стала в итоге популярной именно поэтому: она была вроде как гуманее «пережитков монархии», плюс делала всех гипотетически равными перед законом.

Короче говоря, гильотина должна была стать актом гуманизма и законности, но превратилась в итоге в орудие массового террора, так как позволяла быстро уничтожать большие группы людей. Короче говоря, подкачали политические события и правовая система того времени)

Жозеф Игнас Гильотен на самом деле был гуманистом и выступал против казней вообще. Да и изобретателем орудия он не был, просто предложил идею. Вопреки мифам, сам он казнен не был и дожил до 1814 года.

Но сам факт относительно «равной» и гуманной казни пережил революцию: во Франции гильотину применяли на практике вплоть до 1977 года! И не только во Франции, хотя именно во Франции, даже при королях и императорах, продолжали пользоваться революционным законом.

Уже со второй половины XIX века многие гуманисты требовали отмены и гильотины (как Виктор Гюго), как ранее отменили жуткие аттракционы королевских времен.

Во время Второй мировой войны гильотину широко применяли нацисты, уничтожая таким образом участников движения Сопротивления. Так, в 1944 году, в Берлине была казнена княгиня-эмигрантка Вера Аполлоновна Оболенская.

Будучи членом французского Сопротивления, она помогала бежать военнопленным и собирала информацию.

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене: