Рискованный бизнес» или чем каперы отличались от пиратов?

«Рискованный бизнес» или чем каперы отличались от пиратов?

«Золотой век пиратства», как правило, ограничивают буквально неполным столетием — с 1650-х до 1730-х годов. В этот период колониальные державы рубились друг с другом, допуская при этом существование крупных пиратских «организаций».

Однако, сами правители метрополий и местные чиновники были не прочь поддержать морских разбойников, выдавая «сорвиголовам» каперские грамоты.

Это была довольно древняя «мировая практика»: само понятие «капер» появилось во времена дремучего Средневековья, задолго до «Золотого века пиратов». При этом статус их оставался спорным.

Мы знаме о довольно успешных карьерах Фрэнсиса Дрейка, Хайреддина Барбароссы, Генри Моргана , в конце концов!

Последний был самым настоящим отморозком, грабившим и уничтожавшим целые города! Но. это были «вражеские города», в том и суть. Поэтому Генри Морган стал в Лондоне чуть ли не наицональным героем, а потом, после «постановочного суда», в котором решили, что «пацан просто к успеху шел», превратился. в губернатора Ямайки!

Забавно, что под конец жизни Морган мочил тех самых особо ретивых «пиратов», наводя в регионе порядок именем короля.

Каперов можно назвать «рисковыми бизнесменами» на службе у государства. При этом, подобная служба защищала далеко не всегда: капер не был застрахован от «сменяемости властных интересов». Так, «не повезло» Уолтеру Рэли.

Талантливый мореход, историк, поэт, государственный деятель, «любимчик» королевы Елизаветы и вполне себе рыцарь.

А закончил вот так.

А вот при следующем правителе, Якове I, Рэли ждали позорные суды, долгое заключение, неудачная экспедиция и. казнь.

По мнению многих исследователей, жертвой внутриполитических разборок стал и знаменитый капер Уильям Кидд , которого обвинили в «превышении полномочий» и казнили. Кстати, уже в наши дни шотландского пирата/капера. попытались оправдать в британском суде.

Мол, никакой он не преступник, но лишь честный слуга государства.

В общем, «от каперства до пиратства» — один шаг. Пират вполне мог стать капером, капер — оказаться «вне закона» (или просто у «больших шишек» наверху очередная война закончилась) и податься в пираты. Порой это приводило к настоящему бардаку.

Не зря законы в то время был столь суровыми: пиратом можео было считать во многих регионах чуть ли не каждого второго. Но на пути у сурового закона была проблема:

Капитан Уильям Кидд, которому тоже «не повезло».

«Попытки следственных властей, заподозривших судно в грабеже, установить, капер это или пират, часто заходили в тупик. Дело в том, что любой здравомыслящий пират старался раздобыть для себя такое «отпущение грехов» и, обезопасившись с его помощью, действовал безбоязненно. » (с) Д.Н.

Копелев. Золотая эпоха морского разбоя: пираты, флибустьеры, корсары.

Сам бизнес получил широкое распространение именно в период морских колониальных разборок, когда у европейских империй была важная задача: перерезать торговые пути противника.

Каперские суда сами по себе были «рисковыми»: куча народа, много парусов, низкий корпус.

Каперские суда редко представляли собой грозную силу в открытом бою, но зато являлись настоящим кошмаром для торговых судов и тылов противника. По мнению военно-морского теоретика Альфреда Тайера Мэхэна , каперство могло помочь основным целям войны, но лишь в «ограниченном формате».

По сути каперы представляли собой «ЧВК Нового времени», ориентированные на извлечение прибыли. Их набеговая тактика часто предполагала отсутствие боя как такового и запугивание противника. Сказывался и дилетантский подход к военному делу, и «бюджетные ограничения».

Впрочем, деятельность тех же Дрейка или Моргана никак нельзя назвать «бесполезной».

«Как только начиналась новая война, разбойничьи суда устремлялись на военные базы воюющих стран, и главари бандитских шаек, не обременяя себя излишними размышлениями, вступали в договор с местным губернатором и становились добровольцами на службе у какого-нибудь европейского монарха. » (с) Д.Н. Копелев.

Золотая эпоха морского разбоя: пираты, флибустьеры, корсары.

Вот в «Черных парусах» все эти разборки между колониальной властью, каперами, местным управлением, бизнесом и просто отморозками-пиратами показаны очень здорово. Может, кто посоветует какой-нибудь годный фильм/сериал про пиратов?

В конце концов, такого рода «бизнес» стал очень уж обременительным для великих держав. И все же, каперы «продержались» довольно долго, пережив собственно сам «Золотой век пиратства».

Каперские суда были у конфедератов в период Гражданской войны в США, применялись и в период Второй тихоокеанской войны 1879—1884 гг. (Чили против Боливии и Перу). Однако в Европе каперство исчезло уже к середине девятнадцатого века.

С вами вел беседу Темный историк , подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте . Читайте также другие мои каналы: