Русский Царь во главе социализма»
«Русский Царь во главе социализма». Парадоксально сбывшийся прогноз.
Православный философ предрёк, что социализм будет не царством свободы, а казармой во главе с абсолютным вождём
С Балкан придёт Мировая война – не услышанное предостережение
Дворянин Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) много лет провёл на дипломатической службе в Османской империи. Внимательный наблюдатель, он в 1870-е годы начал публиковать свои впечатления от жизни болгар, греков, турок.
Постепенно на их основе развилась целая философская система.
Леонтьев всегда не боялся идти наперекор общему мнению. В ту пору русское общество было воодушевлено идеей воевать за свободу балканских славян против турок.
В преддверии этой войны 1877-1878 гг. , ничего хорошего не принесшей собственно России, Леонтьев предупреждал, что «освобождённые» болгары никогда не станут верными друзьями России.
Значительно больше симпатий у Леонтьева вызывали консервативные турки. Он призывал сохранять единство слабой Османской империи как неопасной для России и указывал на то, что независимые государства на Балканах взорвут спокойствие и стабильность Европы и принесут множество неприятностей России.
Фактически он предсказал, откуда начнётся Первая мировая война. Но его пророчество никто не услышал.
В предвидении Сталина
Леонтьев резко отрицательно относился к революционным и либеральным идеям своего времени. В отличие от многих, он уже тогда видел, что у либерализма в России нет опоры, и что падение самодержавия закончится торжеством социалистов . А воплощение социалистических программ, по убеждению Леонтьева, приведёт к торжеству не свободы, а жёсткой деспотии (тоталитаризма, как сказали бы мы сейчас).
Однако, в соответствии со своими своеобразными ценностными взглядами (Леонтьев считал злом «права человека» и «общественные свободы»), философ считал, что у социализма, в отличие от либерализма может быть творческий, созидательный потенциал. Особенно в России.
«Если социализм, – писал Леонтьев в одном из писем, – не как нигилистический бунт и бред всеотрицания, а как законная организация труда и капитала, как новое корпоративное принудительное закрепощение человеческих обществ, – имеет будущее, то в России создать этот новый порядок, не вредящий ни Церкви, ни семье, ни высшей цивилизации, не может никто, кроме монархического правительства».
В отличие от большинства консерваторов, Леонтьев считал, что русский Царь должен сам возглавить исторически неизбежное движение к социализму, дабы совершить его с минимальными потерями для страны. Социализм это не свобода, а новое крепостное право, был убеждён Леонтьев.
Если социализм утвердится в результате революции, ниспровергающей старый порядок, то он сам восстановит в каком-то виде и монархию, и церковь, и семью. Только такие копии будут несравненно хуже оригинала.
«Чувство моё пророчит мне, – писал Леонтьев за два года до смерти, – что славянский православный Царь возьмёт когда-нибудь в руки социалистическое движение и с благословения Церкви учредит социалистическую форму жизни на место буржуазно-либеральной. И будет этот социализм новым и суровым рабством».
Чувство Леонтьева подсказало ему некоторые черты того, что произошло уже после революции. А если бы Николай II , вместо того, чтобы попустительствовать либеральным свободам, подчинил капиталистов и помещиков жёсткому диктату государства в целях общего блага, как сложилась бы судьба России в ХХ веке.
Если вам понравилась публикация — не забудьте:
— нажать "палец вверх";
— подписаться на канал;
— оставить комментарий.
Еще больше материалов на нашем телеграмм канале
История Российской Империи. Подпишись