Сколько платили за уничтоженную технику Вермахта?

Сколько платили за уничтоженную технику Вермахта?

В любой войне огромное значение имеет мотивация солдат . Обычно побеждает та армия, которая твердо знает, за что она воюет.

При этом не последнюю роль играют различные виды поощрения бойцов, в том числе материального, и в этой статье я расскажу о том, сколько платили бойцам Красной Армии за уничтожение немецкой техники.

В многочисленных трудах по истории Великой Отечественной войны и воспоминаниях ее участников и очевидцев редко упоминается о денежных выплатах за успешные боевые действия . А ведь этот вид материального поощрения существовал и широко применялся. В статье я расскажу о том, за что и в каком размере полагались "боевые" в 1941–1945 гг.

Все численные данные взяты из книги: Кустов М. В. Цена Победы в рублях. – М, 2010.

Авиация

В СССР особыми любовью и уважением пользовались военные летчики. Нападение Германии и роль авиации в этой войне еще больше повысило их авторитет. Неудивительно, что уже в начале августа 1941 г. Сталин подписал приказ о награждении экипажей пяти бомбардировщиков, совершивших первый успешный налет на Берлин . Каждому члену экипажа полагалась премия в размере 2 тыс. рублей .

Подготовка советского бомбардировщика к вылету. Фото в свободном доступе.

На протяжении всей войны денежное вознаграждение выдавалось всем экипажам бомбардировщиков, принимавших участие в бомбардировках немецкой столицы. С 1943 г. 2 тыс. руб. выдавалось лишь командиру самолета, штурману и борттехнику; остальные члены экипажа получали в два раза меньше.

Зато к числу материально поощряемых целей прибавились Будапешт, Бухарест и Хельсинки.

В середине августа 1941 г. был издан приказ о материальном поощрении летчиков всех видов авиации . Для летчиков-истребителей помимо наград (орден за три сбитых самолета, Золотая Звезда героя – за десять) определялись денежные выплаты.

Один сбитый вражеский самолет оценивался в одну тысячу рублей . При этом были установлены награды за количество боевых вылетов:

  • 5 боевых вылетов – 1,5 тыс. рублей;
  • 15 – 2 тыс. рублей;
  • 25 – 3 тыс. рублей;
  • 40 – 5 тыс. рублей.

В июне 1942 г. порядок денежных выплат в истребительной авиации был изменен. Согласно новому приказу, вражеские бомбардировщики стали цениться вдвое дороже истребителей . За один сбитый бомбардировщик полагалась премия в 2 тыс. рублей, за транспортный самолет – 1,5 тыс. рублей, за истребитель – 1 тыс. руб.

Отдельно рассматривались налеты истребительной авиации на вражеские аэродромы и уничтожение немецких самолетов на земле. Размеры денежных выплат и количество необходимых вылетов были примерно такими же, но учитывалось время суток.

Ночные вылеты были вдвое "дороже" . Для премии в 5 тыс. рублей достаточно было 20 раз атаковать аэродром противника ночью.

Знаменитый советский штурмовик Ил-2. Фото в свободном доступе.

Экипажи штурмовиков и легких бомбардировщиков поощрялись премией в 3 тыс. рублей за 40 успешно выполненных заданий днем или 15 ночью . Уничтоженные ими вражеские самолеты ценились, как это ни странно, меньше:

  • 1 сбитый самолет – 1 тыс. рублей;
  • 2 – 1,5 тыс. рублей;
  • 5 – 2 тыс. рублей;
  • 8 – 5 тыс. рублей.

В июне 1942 г. для летчиков-штурмовиков была установлена премия в 1 тыс. рублей за каждые четыре боевых вылета .

Самыми "дорогими" были морские цели . Интересный факт: в коммунистическом государстве с провозглашаемой "уравниловкой" премии четко разделялись в зависимости от заслуги. Наглядное представление об этом дает небольшая таблица о выплатах экипажам штурмовиков:

  • За уничтоженный миноносец или подводную лодку платили 10 тысяч рублей летчику и штурману, а остальным членам экипажа по 2.5 тысячи.
  • За транспортное судно , летчик и штурман получали 3 тысячи, а остальные по тысяче рублей.
  • За сторожевой корабль , либо тральщик лётчик и штурман получали 2 тысячи, а экипаж по 500 рублей.
  • За баржу , лётчик и штурман получали тысячу рублей, а экипаж по 300.

Горящий после советского налета крейсер

Армия

В июле 1942 г. был издан приказ о денежных премиях за подбитые танки противника . Материальное поощрение полагалось членам противотанковых расчетов: командиру и наводчику – по 500 рублей, остальным – по 200 рублей. Интересно заметить, что первоначально рассматривались суммы в 1000 и 300 рублей. Снижены они были по личному требованию Сталина .

Спустя год действие приказа распространилось на другие виды войск. Вознаграждение в 500 рублей за сожженный танк выдавалось наводчику ПТР, а также командиру, наводчику и механику-водителю танка.

В два раза меньше получали остальные члены танкового экипажа и вторые номера ПТР (200 и 250 рублей соответственно).

Накануне масштабной операции советских войск "Уран" был издан приказ об определении квалификационных категорий для водителей танков. Для каждой категории устанавливалась ежемесячная премия: мастер вождения – 150 рублей, водитель 1-го класса – 80 рублей, водитель 2-го класса – 50 руб.

В исторических военных фильмах часто можно увидеть героические сцены подрыва танка с помощью гранаты или "коктейля Молотова" . За такой подвиг боец получал премию в размере 1 тыс. рублей. Если танк уничтожала группа солдат, то на всех выдавалось 1,5 тыс. руб.

Советская ручная противотанковая граната РПГ-41. Фото взято: broneboy.ru

В августе 1941 г. было назначено материальное поощрение для советских десантных войск . За проведенную боевую операцию командиры вознаграждались месячным окладом, а рядовые получали по 500 рублей.

В СССР было не принято широко освещать факт материального стимулирования бойцов. Ведь советский воин обязан был сражаться исключительно "за идею".

Лично я не вижу ничего зазорного или постыдного в выдаче денежных премий за успешные боевые действия. К тому же советские солдаты действительно редко преследовали корыстные цели. В пылу сражения на это попросту не было времени.

Какие могут быть деньги, когда на кону собственная жизнь?

Очень точно определил значение материального поощрения Нарком финансов СССР в годы Великой Отечественной войны А. Г. Зверев : "в боевой обстановке… каждый умело вложенный в дело рубль оборачивался спасением жизней".