Соловецкое восстание

Соловецкое восстание

Восемь лет монахи оборонялись против царского войска

Начало мятежа

Восстание Соловецких монахов было ответом на церковную реформу Царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона. Оно стало одной из самых трагических страниц церковного Раскола.

В 1663 году назначенный правительством архимандрит Соловецкого монастыря Варфоломей приказал монахам держаться в богослужении нового обряда. Большинство монахов не подчинилось, и началась смута.

Варфоломей подвергал непокорных иноков наказанию: бил плетьми, заковывал в цепи, сажал в ледяные подвалы.

В 1666 году в Москве проходил церковный собор, осудивший Никона. Соловецкие монахи, надеясь на отмену всех нововведений Никона и возвращение к старому обряду, отправили Царю челобитную на беззакония Варфоломея. В Москве, хотя и постановили сохранить реформу Никона в силе, тем не менее, решили поменять соловецкого архимандрита.

На его место отправили Иосифа.

Соловецкое восстание

Когда тот прибыл в 1667 году на Соловки вступать в должность, то ставшие вождями мятежа старцы Никанор и Геронтий потребовали служить по старым книгам. Иосиф отказался, и его изгнали из обители.

В Москву снова отправили челобитную, в которой монахи заявляли, что если Царь не признает их права веровать по старине, то может «на нас свой царский меч прислать и от сего мятежного жития переселити нас на оное безмятежное и вечное житие». Что Царь и исполнил: в 1668 году он направил войско на Соловки.

Осада

Военные действия шли своеобразно. Царское войско располагалось вокруг монастыря только на короткое северное лето, а на большую часть года уходило зимовать на материк.

Царские воеводы оглашали указ, по которому каждый добровольно повинившийся получал полную амнистию. В ответ мятежные иноки дали друг другу клятву стоять за истинную веру до смерти, а предателей ковать в цепи.

Так продолжалось семь лет. Раздражённый упорством монахов, Царь постепенно увеличивал военные силы, действующие против Соловков.

Осада сделалась круглогодичной и стала вестись по всем военным правилам. Против монастыря делались подкопы и устраивались штурмы стен. Но каждый раз защитники Соловков – иноки и присоединившиеся к ним некоторые поморские миряне – отбивали атаки царских войск.

Те за время осады потеряли не меньше ста человек.

Н.К. Левенцев.</p><p> Вылазка. Картина 2001 г.» width=»1027″ height=»657″/></p><h3>Взятие монастыря</h3><p>На шестой год осады среди мятежников начался разлад. Никанор со своими сторонниками считали, что если Царя объявить Антихристом, это поднимет дух и решительность среди соловчан.</p><p> Многим же было страшно о том помыслить, хотя они и были уже бунтовщиками.</p><p>После драки вождь умеренных Геронтий вместе со своими сторонниками были посажены в подпол, а потом выпущены к царским войскам. С Геронтием сдалось большинство иноков.</p><p> Они были разосланы на исправление по разным острогам и дальним монастырям для исправления, пока не примут новый обряд.</p><p>Оставшиеся с ожесточением повели борьбу. Соловецкий монастырь был мощной крепостью. Неизвестно, сколько бы он ещё продержался, если бы не предательство.</p><p> Инок Феоктист, бежавший из монастыря, указал воеводе Ивану Мещеринову место, где было легко проникнуть внутрь обители через слегка заложенный камнями пролом в стене.</p><p>В бурную метельную ночь на 22 января 1676 года отряд стрельцов проник в монастырь и застал монахов врасплох. После короткой схватки Соловки были взяты.</p><h3>Расправа</h3><p>По официальной истории, на месте было казнено 28 человек, среди них зачинщики мятежа лжеархимандрит Никанор и мирянин Самко. Остальные несколько сотен разосланы по разным острогам.</p><p> По сказаниям старообрядцев, большинство монахов было перерезано стрельцами во время ночной схватки. Взятых в плен жгли живьём, подвешивали за ребро на крюк, обливали водой на морозе и таким образом замучили насмерть несколько сот человек.</p><p>Соловецкий монастырь был опорным пунктом Русского государства на Севере, и контроль над ним имел стратегическое значение. В наше время возник бы вопрос: может быть, имело смысл разрешить монахам молиться, как они того хотят, в обмен на их лояльность Царю?</p><p>Но, как заметил ещё историк Сергей Соловьёв, если старообрядцы считали сторонников нового обряда слугами Антихриста, почему мы думаем, будто эти последние чем-то отличались от них в своих взглядах и не считали староверов таким же бесовским отродьем?</p><p><i>Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является собственностью авторов.</i></p><p><i>Если вам понравилась публикация — не забудьте:</i></p><p><i>— нажать "палец вверх";</i></p><p><i>— подписаться на канал;</i></p><p><i>— оставить комментарий.</i></p><p><i><b>Еще больше материалов на нашем телеграмм канале</b></i> <br/><i><b>История Российской Империи.</b></i> <i><b>Подпишись</b></i></p></div><div class=