Супер-оружие Третьего Рейха — самоходный бомбомёт «Sturmtiger» с огромным калибром

Супер-оружие Третьего Рейха — самоходный бомбомёт «Sturmtiger» с огромным калибром

В Третьем рейхе большое внимание уделяли мощному оружию, способному повергать врага одним выстрелом . Первые автоматические винтовки, целая серия Wunderwaffe, так же не обошли вниманием и боевые машины.

Рассмотрим одну из них – тяжёлый самоходный бомбомёт "Sturmtiger" .

Рождение монстра

В конце 1942 года, Адольф Гитлер отдал личный приказ создать тяжёлое самоходное штурмовое орудие , мощности которой должно было хватать на разрушение тяжёлых укреплений, а также и для эффективной борьбы с танками противника . За разработку и создание взялись инженеры из компании Rheinmetall, занимающейся выпуском танков для Вермахта.

В 1943 году был представлен прототип, временно вооружённый корабельным бомбомётом Rakettenwerfer 61 . Такую компоновку предложил А. Шпеер, ввиду задержек по разработке специального вооружения для новой самоходки. Для шасси самоходки было предложено использовать шасси танка «Тигр», которые уже тогда были в дефиците.

Гитлеру идея такой унификации понравилась, и он горячо поддержал её. Но его одержимость новым видом оружия не было так тепло встречена офицерами генштаба, справедливо полагавшими, что Штурмтигр не нужен на фронте , так как Вермахт постепенно переходил к обороне.

Для хотя бы какого-нибудь производства, под давлением фюрера, Шпеер постановил использовать шасси поступивших на капитальный ремонт «Тигров», устанавливая на них броневую рубку и главное орудие. Всего таким образом было создано всего 18 штук , включая предсерийный образец.

Сборка танковой техники на немецком заводе

Реальная оценка

В войсках новая техника широкого распространения не получила, ввиду того, что списанных «Тигров» поставлялось всё меньше . Подбитые и ремонтопригодные машины эвакуировались на заводы всё реже, а те, что попадали на капитальный ремонт, как правило, всеми правдами и неправдами, комплектовались как танки «Тигр» и отправлялись на фронт. Единицы из таких подбитых танков удавалось перехватить заводу-изготовителю для переделки в новый проект.

Дело в том, что "классический Тигр" был куда полезнее в бою , чем "вундервафля" Гитлера.

Участвовать в боях, правда, довелось ещё прототипу. Вспыхнувшее Варшавское восстание не могло остаться незамеченным, и в Варшаву стянули все незанятые в боевых действиях подразделения, находившиеся поблизости. Попал в Варшаву и прототип Штурмтигра .

В этих боях, при подавлении восстания и выяснилась слишком слабая чувствительность носового взрывателя снаряда . Взрыватели, рассчитанные на толстые бетонные стены, не срабатывали при попадании в тонкие кирпичные стенки, часто просто п рошивая здание насквозь, не детонируя при этом . Это вызвало негодование армейских чинов, непосредственно участвовавших в подавлении восстания, что в итоге привело к требованию доработать контактные детонаторы боеприпасов.

«Штурмтигр» демонстрируют высшему командному составу Третьего Рейха. Фото в свободном доступе.

В 1943 году была сформирована 1000 рота, первая, в которой на вооружении встали «Штурмтигры» . Причём под 1 номером в ней был постановлен прототип, который после формирования тут же был отправлен на доработку, временно лишив 1 взвод новой машины и 1 взвод был тут же передислоцирован на резервные позиции. На место боевой дислокации был перемещён взвод 2, оснащённый уже двумя серийными машинами, укомплектованными экипажем с завода-изготовителя. После проведения модернизации, 1 взвод был направлен на Запад, и через некоторое время был переброшен в Венгрию, в управление 109 танковой бригады.

Однако, через некоторое время, 1000 рота вновь собирается полным составом в Варшаве, имея в составе уже 4 новых машины, но через пару дней отправляется на завод для проведения ремонтных работ. В процессе возвращения, была утеряна одна из машин, предположительно, модернизированный прототип. В качестве причин потери называлась чрезмерная изношенность «Штурмтигра» .

В 1944 году была сформирована 1001 миномётная рота, также имевшая в составе 4 машины. Местом её постоянной дислокации был объявлен Западный фронт , но уже через два с небольшим месяца, ввиду постоянных отступлений немецкой армии, 1001 роту передали в управление 6 танковой армии СС, которая готовилась штурмовать Льеж. По пути передислокации, состав, перевозивший машины, был подвергнут атаке с воздуха, и один «Штурмтигр» оказался невосстановимым.

В итоге, к месту дислокации добрались три машины. Именно это подразделение показало наибольшую эффективность новых машин, успешно борясь с войсками союзников, разрушая их укрепления на захваченной линии Зигфрида.

Оставшиеся три машины уцелели, но в марте-апреле 1945 года, союзникам достался один неисправный «Штурмтигр», два остальных были подорваны и брошены экипажем по отсутствию боеприпасов.

Брошенный «Штурмтигр» рядом с американским танком М3. Фото в свободном доступе.

В конце осени 1944 года, была сформирована последняя рота , принимавшая участие в боях, укомплектованная уже тремя взводами машин, что насчитывало 6 самоходок. К середине апреля 1002 рота была полностью разгромлена, вся техника была подбита, подорвана и брошена, либо захвачена союзниками .

Существовали документы о создании 1003 роты, которая также должна была укомплектоваться новыми машинами , но до нашего времени не дошло ни единого документа о том, была ли рота укомплектована и принимала ли участие в боевых действиях.

После завершения Второй Мировой войны, как минимум по одному «Штурмтигру» досталось странам-союзникам , остальные образцы были уничтожены ранее и не подлежали восстановлению.

Недостатки Rakettenwerfer 61

Первым и самым тяжелым в буквальном смысле слова недостатком машины, стал её вес . Боевая рубка «Штурмтигра» весила в два-три раза больше, чем башня «Тигра», что создавало чрезмерную нагрузку на передние катки, также нагружая трансмиссию и двигательную установку. Это вызывало повышенный износ узлов и агрегатов , что в окончании приводило к поломкам.

Вторым серьёзным недостатком являлось относительно слабое для своего времени бортовое бронирование , которое к 1944 году не было столь непробиваемым, как в 1943. А расположенная по боковым стенкам боевой рубки боеукладка не внушала доверия экипажам машин.

Нельзя отнести к недостаткам лобовую броню «Штурмтигра» — 150 мм брони, расположенной под углом 47 градусов, была практически неуязвимой для большинства орудий тех лет. Но расположенное в передней части 380-мм орудие было весьма уязвимым , даже при попаданиях из пулемётов – опытный пулемётчик мог заставить «заклинить» снаряд в стволе, что приводило к порче орудия. А говорить про точное попадание артиллерийского снаряда вообще бессмысленно – машину можно было высылать в утиль.

Но к счастью для экипажей машины, таких случаев (с попаданием снаряда в канал ствола) не происходило, потери «Штурмтигров» происходили в других случаях.

Американские солдаты осматривают брошенный «Штурмтигр», 1944 год. Фото в свободном доступе.

Отдельной негативной оценки заслуживает система заряжания – тяжёлый снаряд весом около 400 килограмм необходимо было заряжать как минимум втроём , то есть от работы необходимо было отвлечь большую часть экипажа.

В завершение статьи хочется сказать, что такие машины были весьма интересны в своё время. Как альтернатива советским БМ-13/14 и американским Калилопам, но в то же время превосходящая их по боевой мощи, уступая лишь в скорострельности.

Но к счастью, для противников Оси, такие машины не успели получить широкого распространения в Вермахте .