У красных, у белых, у петлюровцев» или необычная история одного бронепоезда

«У красных, у белых, у петлюровцев» или необычная история одного бронепоезда.

В период Гражданской войны бронепоезда имели колоссальное значение. В условиях борьбы довольно малочисленных «армий» за контроль над железными дорогами, станциями и городами, бронепоезда «решали».

Они позволяли перебрасывать подкрепления на разные участки «фронта без флангов», они помогали, в случае неудачи, быстро отступить, они подавляли огнем войска противника.

«Борьба за бронепоезда» велась повсеместно, они очень часто меняли хозяев, являясь ценными трофеями. Яркий пример — история бронепоезда «Коммунист».

Он же — «Вильна Украина». Он же — «Гроза». Вот так, бронепоезд — один, названий — несколько.

Как так вышло?

Построен бронепоезд был, как не трудно догадаться, красными, в феврале-марте 1919 года, когда они удерживали Киев. Кстати, полное название бронепоезда у красных — «Коммунист коростеньского района».

Командиром «Коммуниста» был Лукиан Табукашвили (награжденный орденом Красного Знамени), сам бронепоезд довольно успешно воевал против петлюровцев. В частности, в июне бронепоезд оказался в окружении, но, после шестичасового боя, сумел отбиться.

Однако, уже в августе бронепоезд попадает к петлюровцам. Те немедленно меняют его название на «Свободную (Вильную) Украину».

Вторая команда бронепоезда, петлюровцы.

Свою «карьеру» в УНР бронепоезд обогатил боями с белогвардейцами. Там было много интересного: дуэли с белыми бронепоездами, «дружественный огонь» по своим, маневрирование.

Однако, уже в ноябре 1919 года бронепоезд был захвачен. белыми. Те, не мудрствуя лукаво, переименовали его в «Грозу» (не путать с «Грозным»).

Тоже немножко на нем повоевали, а потом. оставили при отступлении, в январе 1920 года.

В конце концов «блудный бронепоезд» оказался. опять в Красной армии. И, только не смейтесь, его таки опять переименовали, в «Карла Либкнехта», во как.

Современная иллюстрация художника Тараса Штыка.

Таким образом, примерно за год, бронепоезд сменил несколько хозяев последовательно: РККА — УНР (петлюровцы) — ВСЮР (белогвардейцы) — снова РККА. Вроде рядовой пример «затрофеивания» ценной техники, но очень хорошо отражает бардак и сумятицу Гражданской войны, когда «из рук в руки» переходили не только города и станции, но и бронепоезда.

С вами вел беседу Темный историк , подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте . Читайте также другие мои каналы: