В чем была «идеологическая» разница между «республиканскими» и «имперскими» легионерами?

В чем была «идеологическая» разница между «республиканскими» и «имперскими» легионерами?

Известно, что за свою многовековую историю Древний Рим «преодолел» несколько этапов развития: Римское Царство, Римская Республика, Римская Империя. Эти «основные фазы» также были очень неоднородны, к тому же, они прерывались Гражданскими войнами и периодами «властной нестабильности».

Менялись и римские легионеры — мощная военная машина Рима, почти во все времена достойно справлявшаяся со своими задачами. Менялись не только внешне, но и «идеологически».

Римские легионеры времен Республики присягали, по сути, римскому государству и римскому народу. Официально армия называлась так: «войско римского народа».

Воины в республиканский период присягали государственным институтам, которые были посредниками между легионерами и народом/богами.

Но эта ситуация постепенно менялась, ее эволюцию можно связать с постепенным превращением римских легионов из сильных ополчений в профессиональные армии. Эти армии все меньше были связаны с массами «остального народа», все больше зависели от личности того или иного харизматического полководца.

Именно такой полководец и была «главным авторитетом», а не республиканские институты, как раньше.

Фигуры Суллы, Мария, Помпея и Цезаря ярко демонстрируют процесс этой «эволюции взглядов».

В более позднее время именно император был «владельцем армии»: все воины обязаны были принести присягу античному «верховному главнокомандующему». Все дело в том, что теперь именно с императором связывались надежды легионеров: подарки, успешные кампании против очередных «варваров», социальные гарантии.

От императора зависело материальное благополучие римских легионеров, де-факто он был «военным вождем» и «собственником армии». Более того, сами императоры стремились всячески подчеркнуть, что они, со своими легионами — единое целое.

Официальные письма императоров Рима включают в себя такие любопытные слова: «я и мои легионы здоровы».

Художник: Николай Зубков

У этой системы был один весомы недостаток: Рим слишком сильно зависел от личности правителя. Слабый император вполне мог стать жертвой заговора или военного переворота.

И тогда мог начаться форменный бардак: ведь тот или иной легион вполне мог выставить свою «кандидатуру». Яркий пример — довольно ранний передел власти, «Год четырёх императоров» (68—69 гг. н.э.).

Таким образом, мощная профессиональная армия античного императорского Рима была и своеобразной «атомной бомбой». Ведь идеологически легионеры больше зависели от своего «сакрального военного вождя», чем от государства, народа или управленческих институтов.

С вами вел беседу Темный историк , подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте , смотрите видео на моем You Tube канале . Читайте также другие мои каналы на Дзене: