Два вождя после дождя»: самая известная прогулка Сталина: историческая правда России — История России

«Два вождя после дождя»: самая известная прогулка Сталина

В 1938 году советский художник Александр Михайлович Герасимов написал одну из самых узнаваемых картин сталинской эпохи И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле.

В народе легендарному полотну дали шуточное название Два вождя после дождя.

Звезда соцреализма

Александр Герасимов начинал свою творческую деятельность как художник-импрессионист, но в 1920-е годы увлекся новым направлением и стал советским живописцем номер один, подавляющее большинство картин которого выполнено в жанре социалистического реализма. Тем не менее прежние вкусы Герасимова постоянно давали о себе знать: достаточно и неспециалисту в художестве взглянуть на картину И.В.

Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле и заметить, как поэтично выглядят мокрый после дождя асфальт, листва, объемные облака и мягкие блики.

Создание картины было приурочено к выставке, посвященной двадцатилетию Красной армии и военно-морского флота, а спустя год она побывала на международном художественном мероприятии Мир завтрашнего дня в Нью-Йорке. После этого было принято решение поместить полотно в собрание Третьяковской галереи, куда А.М.

Герасимов и передал его в 1941 году. В это же время живописец получил Сталинскую премию первой степени За выдающиеся произведения в области искусства и литературы.

На этом триумф главного советского художника не закончился: уже в 1943 году он удостоился звания Народного, а уже после Великой Отечественной войны стал первым президентом Академии художеств СССР.



И.В. Сталин и А.М. Горький на прогулке.</p></div><p> Художник А.М. Герасимов. 1948 год.» width=»700″ height=»559″/></p><p>И.В. Сталин и А.М. Горький на прогулке.</p><p> Художник А.М. Герасимов. 1948 год</p><h2><strong>Три названия одного полотна</strong></h2><p>Изначально А.М. Герасимов планировал дать своей картине более эффектное название. Художник верил, что руководители Советского государства смогут предотвратить военный конфликт, приближение которого в конце 1930-х годов было очевидным.</p><p> Исходя из этого, Герасимов называет произведение На страже мира, но с началом войны его пришлось заменить на более прозаичную подпись. В народе, как это часто бывает, картину окрестили с долей остроумия и фантазии Два вождя после дождя.</p><p> Большинству советских людей она запомнилась именно так.</p><p><div style=Два вождя после дождя»: самая известная прогулка Сталина: историческая правда России - История России

Проект Дворца Советов

Как любое монументальное полотно, работа А.М. Герасимова хранила в себе секреты, часть из которых не удалось разгадать по сей день. Например, рассматривая картину, многие замечали, что за спиной у К.Е.

Ворошилова по неизвестной причине отсутствует чугунная балюстрада. Со стороны кажется, будто нарком обороны стоит на краю обрыва и должен двигаться крайне осторожно. Интересно, что на предварительных эскизах картины ограды тоже нет, то есть, художник забыл о ней сознательно.

Споры о том, почему Герасимов использовал столь необычный прием, не затихают и сегодня. Некоторые уверены, что таким образом художник хотел предупредить Ворошилова об опасности но зачем и почему, пояснить затрудняются.

Задаются пытливые зрители и другим вопросом: куда же так пристально смотрят советские вожди? Чтобы это выяснить, нужно знать, где именно находятся герои картины. Выходит, что Сталин и Ворошилов прогуливаются по древней Боровицкой улице, ведущей вдоль кремлевской стены от одноименных ворот до Спасских.



Оттуда они взирают вдаль и вправо на то место, где до 1931 года стоял Храм Христа Спасителя. А вот в годы, когда А.М.

Герасимов создавал свою картину, там располагалась огромная строительная площадка Дворца Советов, который должен был стать первым советским небоскребом и символом процветания социалистического государства. Фундамент здания был закончен примерно через год после написания картины, но дальше дело, увы, не пошло.

После дождя (Мокрая терраса). Художник А.М.</p></div><p> Герасимов. 1935 год. » width=»700″ height=»525″/></p><p>После дождя (Мокрая терраса). Художник А.М.</p><p> Герасимов. 1935 год</p><p>Образ только что прошедшего в Москве дождя тоже не случаен. Показывая, как обновляется и оживает природа, художник намекает на обновление всей страны благодаря существующему строю и деятельности двух героев, с уверенностью смотрящих в будущее. Сочетая идейный посыл соцреализма с техниками импрессионистской живописи, А.М.</p><p> Герасимов невольно отдал дань другому своему произведению лирической картине После дождя. Мокрая терраса.</p><p> В течение нескольких лет ее даже печатали в советских учебниках по русскому языку, предлагая школьникам написать сочинение об увиденном.</p><h2><strong>Почему Ворошилов?</strong></h2><p>В сущности, вторым персонажем полотна А.М. Герасимов мог выбрать любого государственного деятеля сталинской эпохи: от Буденного до Молотова. И все же на прогулку И.В.</p><p> Сталин вышел именно с наркомом обороны.</p><p><div style=Два вождя после дождя»: самая известная прогулка Сталина: историческая правда России - История России

Портрет Климента Ефремовича Ворошилова. Художник А.М. Герасимов

Причиной подобного выбора стали дружеские отношения Герасимова и Ворошилова. За годы творчества художник написал не менее десяти разных портретов своего товарища, был знаком с его семьей и часто наведывался в гости. С И.В.



Сталиным живописца тоже познакомил именно Климент Ворошилов. 6 июля 1933 года А.М.

Герасимов вместе с художниками Исааком Бродским и Евгением Кацманом целый день провели на даче Генерального секретаря, где беседовали с хозяином и играли в городки. Считается, что за это время Герасимов успел сделать несколько портретных набросков, хотя специально Сталин не позировал живописцам.

Опальная картина

Во второй половине 1950-х годов для А.М. Герасимова наступили не лучшие времена. Художник был снят с поста президента Академии художеств и попал в опалу, а вместе с ним и его картины.

Но внезапно полотно И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле обрело новую жизнь и оригинальное прочтение.

В семье Герасимова хранилась картина 1959 года под названием Колхозное стадо. В 90-х годах она была продана в Италию и кочевала по разным европейским коллекциям.

Однажды исследование картины показало, что она написана поверх другого, более старого сюжета. Когда верхний слой краски удалили, взору зрителей открылось нечто удивительное: на горизонте виднелись знакомые фигуры Сталина и Ворошилова, а на них снизу вверх поглядывала советская доярка в окружении своих подопечных.

Оказалось, что для нового произведения художник решил использовать старый эскиз, так в компанию к двум советским лидерам добавились сельские жительницы.