Как цесаревич Николай Александрович за три океана ходил: историческая правда России — История России

Как цесаревич Николай Александрович за три океана ходил

Сегодня мы вряд ли удивим наших читателей путешествиями в экзотические страны. Самолеты с легкостью доставят туриста в Египет, Индию, Китай, Таиланд и Японию. А вот путешествие, которое было совершено почти 130 лет назад, не должно оставить нас равнодушными.

Тем более, что его совершил не рядовой турист, а наследник российского престола цесаревич Николай, будущий Николай II.

Пример для путешествий дал сам Петр I, который еще в конце XVII века совершил длительное турне по Европе в рамках Великого посольства. С его легкой руки длительные поездки вошли в практику у членов российского императорского дома.

Будущие императоры совершали путешествия по стране или по странам Европы.

В 1890 году при Александре III началось строительство Транссибирской магистрали, и наследнику была отведена в этом грандиозном деле определенная роль. Но об этом чуть позже. Император предполагал, что именно на восток лежит путь русского народа.

И наследник отправился не в Европу, а на восток.

С якоря сниматься, по местам стоять

23 октября 1890 года началось длительное путешествие 22-летнего цесаревича. Первоначально путешественники по железной дороге добрались до Вены.

Ознакомившись с достопримечательностями столицы Габсбургов, они отправились в Триест, где наследника встречали три русских корабля фрегаты Память Азова, Владимир Мономах и канонерская лодка Запорожец. 26 октября началось морское путешествие. Первой на маршруте была Греция.

Здесь состоялась встреча Николая Александровича с крёстной матерью Ольгой Константиновной и ее мужем королем Греции Георгом I. Их сын Георг также примкнул к команде путешественников. Покинув гостеприимную Грецию, Память Азова взял курс в сторону Египта.



Пока корабль проходил Суэцкий канал, цесаревич с товарищами путешествовал по Нилу.

Как цесаревич Николай Александрович за три океана ходил: историческая правда России - История России

Фрегат Память Азова и корабли сопровождения

Дальше экспедиция побывала в Адене, а 11 декабря она была уже в Бомбее. Здесь начался длительный сухопутный переход по Индии.

Путешественники побывали в Агре, Лахоре, Армитсаре, Калькутте, Бомбее, Мадрасе и в Коломбо на острове Цейлон. Они смогли познакомиться со всем, чем богата Индия, провели встречи с местными раджами, участвовали в охоте, получали подарки и сувениры.

Автор этих строк застал в Центральном ботаническом саду на Цейлоне (ныне Шри Ланка) память о посещении цесаревича, сохранившуюся до настоящих дней. Там бережно сохраняется дерево, посаженное цесаревичем.

Примечательно, что рядом растёт еще одно дерево посаженное Юрием Гагариным.

Как цесаревич Николай Александрович за три океана ходил: историческая правда России - История России

В Египте у пирамид

31 декабря 1890 года корабли через Сингапур и Батавию (остров Ява) проследовали до Бангкока. Сиамский (тайский) король Рама V Чулалонгкорн устроил наследнику престола радушную встречу, его наградили высшим сиамским орденом. 13 марта 1891 года путешественники прибыли в китайский Нанкин.

Здесь начинается путешествие по реке Янцзы. Николай со спутниками пересели на пароход русского добровольческого флота Владивосток, который доставил их в город Ханькоу, где действовал крупный русский завод по производству чая.

Страна восходящего меча

Из Китая уже в сопровождении целой русской флотилии Николай Александрович прибыл в Японию. До трагических событий 1904-1905 годов было ещё далеко.

И наследника российского престола встречали с распростертыми объятиями. Была подготовлена торжественная церемония, на которую прибыл сам принц Арисугава. Но в самой стране этот визит не всех радовал.



Дело в том, что продвижение России на Восток воспринималось в японских политических кругах неоднозначно.

Как цесаревич Николай Александрович за три океана ходил: историческая правда России - История России

Цесаревич в Японии на рикше

Цесаревич многие путешествия совершил инкогнито. В Нагасаки он провел девять дней и отправился в порт Кобе, а оттуда в Киото. Здесь произошло событие, которое могло повернуть всю историю в совершенно другое русло.

В Киото возле отеля Токива, где разместились русские путешественники, было неспокойно. В русскую дипломатическую миссию приходили угрозы. В один день Николай вместе с принцем Георгом и в сопровождении принца Арисугавы отправились на рикшах на прогулку в город Оцу.

Поездка прошла замечательно, но на обратном пути длинная колонна рикш попала на забитую народом улицу. Именно в это момент полицейский Цудо Сандзо, который отвечал за порядок на улице, напал на Николая и дважды ударил мечом по голове. От смерти наследника спас греческий принц Георг.

Он тростью отбил очередной удар, а подоспевшие рикши скрутили нападавшего. Николая доставили в ближайший дом, где ему оказали первую медицинскую помощь.

Как цесаревич Николай Александрович за три океана ходил: историческая правда России - История России

Нападение в Японии

30 апреля в Киото прибыл сам император Японии Мэйдзи, чтобы навестить цесаревича. На встрече он предлагал направить в Россию специальную делегацию с извинениями за инцидент, но Николай попросил не делать этого. Инцидент очень обеспокоил Александра III, и он потребовал, чтобы сын срочно отбыл во Владивосток.

До отплытия корабля Николая посещали разные делегации с извинениями, сожалениями и состраданиями. 6 мая на корабле был устроен прием для рикш, которые отличились при задержании нападавшего. Все они были награждены орденами, им вручили по 1500 долларов, и была назначена пенсия в размере 500 долларов в год.



Накануне отплытия состоялась и встреча Николая с императором Мэйдзи.

На родной земле

7 мая 1891 года корабли пришли во Владивосток. Здесь Николай Александрович должен был выполнить государственное задание отца открыть начало строительства Великой Сибирской железной дороги со стороны Владивостока.

Как цесаревич Николай Александрович за три океана ходил: историческая правда России - История России

С королевской семьёй Греции

В воскресенье, 19 мая, начались торжества. Были приготовлены тачка и лопата.

Известно, что Николай Александрович сам нагрузил тачку и отвез ее на место начала будущей дороги.

Как цесаревич Николай Александрович за три океана ходил: историческая правда России - История России

В кают компании Памяти Азова

20 мая состоялось прощание с экипажем Памяти Азова и со всеми кораблями сопровождения, а 21 мая цесаревич покинул Владивосток. Путешественники преодолели 51 тысячу верст, из них 15 тысяч по железной дороге, 5 в экипажах, 9,1 по рекам и 21,9 по морям.

Сегодня поезд по дороге, которую начал строить Николай, преодолевает за неделю, а без Транссиба цесаревич добирался два месяца.

Как цесаревич Николай Александрович за три океана ходил: историческая правда России - История России

Молодой цесаревич Николай Александрович

Путешествие продолжалось девять месяцев и позволило будущему царю узнать окружающий мир, установить и укрепить международные связи.