Как цесаревич Николай Александрович за три океана ходил: историческая правда России — История России
Как цесаревич Николай Александрович за три океана ходил
Сегодня мы вряд ли удивим наших читателей путешествиями в экзотические страны. Самолеты с легкостью доставят туриста в Египет, Индию, Китай, Таиланд и Японию. А вот путешествие, которое было совершено почти 130 лет назад, не должно оставить нас равнодушными.
Тем более, что его совершил не рядовой турист, а наследник российского престола цесаревич Николай, будущий Николай II.
Пример для путешествий дал сам Петр I, который еще в конце XVII века совершил длительное турне по Европе в рамках Великого посольства. С его легкой руки длительные поездки вошли в практику у членов российского императорского дома.
Будущие императоры совершали путешествия по стране или по странам Европы.
В 1890 году при Александре III началось строительство Транссибирской магистрали, и наследнику была отведена в этом грандиозном деле определенная роль. Но об этом чуть позже. Император предполагал, что именно на восток лежит путь русского народа.
И наследник отправился не в Европу, а на восток.
С якоря сниматься, по местам стоять
23 октября 1890 года началось длительное путешествие 22-летнего цесаревича. Первоначально путешественники по железной дороге добрались до Вены.
Ознакомившись с достопримечательностями столицы Габсбургов, они отправились в Триест, где наследника встречали три русских корабля фрегаты Память Азова, Владимир Мономах и канонерская лодка Запорожец. 26 октября началось морское путешествие. Первой на маршруте была Греция.
Здесь состоялась встреча Николая Александровича с крёстной матерью Ольгой Константиновной и ее мужем королем Греции Георгом I. Их сын Георг также примкнул к команде путешественников. Покинув гостеприимную Грецию, Память Азова взял курс в сторону Египта.
Пока корабль проходил Суэцкий канал, цесаревич с товарищами путешествовал по Нилу.

Фрегат Память Азова и корабли сопровождения
Дальше экспедиция побывала в Адене, а 11 декабря она была уже в Бомбее. Здесь начался длительный сухопутный переход по Индии.
Путешественники побывали в Агре, Лахоре, Армитсаре, Калькутте, Бомбее, Мадрасе и в Коломбо на острове Цейлон. Они смогли познакомиться со всем, чем богата Индия, провели встречи с местными раджами, участвовали в охоте, получали подарки и сувениры.
Автор этих строк застал в Центральном ботаническом саду на Цейлоне (ныне Шри Ланка) память о посещении цесаревича, сохранившуюся до настоящих дней. Там бережно сохраняется дерево, посаженное цесаревичем.
Примечательно, что рядом растёт еще одно дерево посаженное Юрием Гагариным.

В Египте у пирамид
31 декабря 1890 года корабли через Сингапур и Батавию (остров Ява) проследовали до Бангкока. Сиамский (тайский) король Рама V Чулалонгкорн устроил наследнику престола радушную встречу, его наградили высшим сиамским орденом. 13 марта 1891 года путешественники прибыли в китайский Нанкин.
Здесь начинается путешествие по реке Янцзы. Николай со спутниками пересели на пароход русского добровольческого флота Владивосток, который доставил их в город Ханькоу, где действовал крупный русский завод по производству чая.
Страна восходящего меча
Из Китая уже в сопровождении целой русской флотилии Николай Александрович прибыл в Японию. До трагических событий 1904-1905 годов было ещё далеко.
И наследника российского престола встречали с распростертыми объятиями. Была подготовлена торжественная церемония, на которую прибыл сам принц Арисугава. Но в самой стране этот визит не всех радовал.
Дело в том, что продвижение России на Восток воспринималось в японских политических кругах неоднозначно.

Цесаревич в Японии на рикше
Цесаревич многие путешествия совершил инкогнито. В Нагасаки он провел девять дней и отправился в порт Кобе, а оттуда в Киото. Здесь произошло событие, которое могло повернуть всю историю в совершенно другое русло.
В Киото возле отеля Токива, где разместились русские путешественники, было неспокойно. В русскую дипломатическую миссию приходили угрозы. В один день Николай вместе с принцем Георгом и в сопровождении принца Арисугавы отправились на рикшах на прогулку в город Оцу.
Поездка прошла замечательно, но на обратном пути длинная колонна рикш попала на забитую народом улицу. Именно в это момент полицейский Цудо Сандзо, который отвечал за порядок на улице, напал на Николая и дважды ударил мечом по голове. От смерти наследника спас греческий принц Георг.
Он тростью отбил очередной удар, а подоспевшие рикши скрутили нападавшего. Николая доставили в ближайший дом, где ему оказали первую медицинскую помощь.

Нападение в Японии
30 апреля в Киото прибыл сам император Японии Мэйдзи, чтобы навестить цесаревича. На встрече он предлагал направить в Россию специальную делегацию с извинениями за инцидент, но Николай попросил не делать этого. Инцидент очень обеспокоил Александра III, и он потребовал, чтобы сын срочно отбыл во Владивосток.
До отплытия корабля Николая посещали разные делегации с извинениями, сожалениями и состраданиями. 6 мая на корабле был устроен прием для рикш, которые отличились при задержании нападавшего. Все они были награждены орденами, им вручили по 1500 долларов, и была назначена пенсия в размере 500 долларов в год.
Накануне отплытия состоялась и встреча Николая с императором Мэйдзи.
На родной земле
7 мая 1891 года корабли пришли во Владивосток. Здесь Николай Александрович должен был выполнить государственное задание отца открыть начало строительства Великой Сибирской железной дороги со стороны Владивостока.

С королевской семьёй Греции
В воскресенье, 19 мая, начались торжества. Были приготовлены тачка и лопата.
Известно, что Николай Александрович сам нагрузил тачку и отвез ее на место начала будущей дороги.

В кают компании Памяти Азова
20 мая состоялось прощание с экипажем Памяти Азова и со всеми кораблями сопровождения, а 21 мая цесаревич покинул Владивосток. Путешественники преодолели 51 тысячу верст, из них 15 тысяч по железной дороге, 5 в экипажах, 9,1 по рекам и 21,9 по морям.
Сегодня поезд по дороге, которую начал строить Николай, преодолевает за неделю, а без Транссиба цесаревич добирался два месяца.

Молодой цесаревич Николай Александрович
Путешествие продолжалось девять месяцев и позволило будущему царю узнать окружающий мир, установить и укрепить международные связи.