Культурное достояние. На день рождения «тридцатьчетвёрки»: историческая правда России — История России

Культурное достояние. На день рождения «тридцатьчетвёрки»

Культурное достояние. На день рождения «тридцатьчетвёрки»: историческая правда России - История России

Когда, открывая марш военной техники на Параде Победы,
из-за Исторического музея
вдоль стен Кремля
к Собору Василия Блаженного и памятнику Минину и Пожарскому
горделиво проплывает клин красавцев-тридцатьчетвёрок
и только вслед за ним на Красную площадь почтительно выглядывают Тополя и Искандеры, Курганцы и Арматы,
в этом порядке нет никакого надуманного символизма.

В этом есть справедливость, логика, единство, преемственность и навечность нашей истории и нашей культуры.

Да, именно культуры.

Культура ведь это опыт познания, совершенствования и свершений многих поколений. Культура это то, как мы себя мыслим здесь и сейчас в сравнении с этим опытом.

Культура это те образцы, с которыми мы себя сравниваем.

Идеалы и дух своей культуры каждый народ выражает в том числе и материально мы называем это произведениями искусства, культурным наследием и культурным достоянием. Культурные ценности, рождённые гением и людьми великой эпохи, остаются образцом эстетики и содержания.

Бывает, что идеал и дух национальной культуры становится достоянием и образцом для всего человечества даже независимо от того, что человечество по этому поводу считает.

Идеал нашей культуры, вершина нашего тысячелетнего опыта, его сумма и производная это Победа.

Ради этой Победы Бог расстарался и ниспослал на Землю миллионы и миллионы своих лучших созданий бойцов и маршалов, медсестёр и учителей, конструкторов и токарей

Эти люди в свою очередь тоже расстарались и сделали главное орудие своей победы Т-34. Безупречное по замыслу и исполнению, по эстетике и инженерии, по форме и содержанию произведение великой культуры.



В этом шедевре дух и культурный подвиг народов, испокон веку живущих на нашей на своей! земле.

Бесшабашность и неприхотливость русского первопроходца.
Упрямство и основательность украинского крестьянина.
Бездонная глубина кавказского многоголосия.
Стремительность всадника азиатских степей.
Невозмутимость и надёжность северного морехода.
Плавная устремлённость православных куполов.
Простор и всеприимчивость души, рождённой нашей землёй.
Торжество отмщения и мгновенное снисхождение к поверженному.

Строго говоря, тридцатьчетвёрка и сегодня не перестала быть грозным оружием хотя в XXI веке есть оружие и повнушительнее.

Но Парад Победы тридцатьчетвёрка открывает не в качестве оружия.

Тридцатьчетвёрка 70 лет назад, сегодня и тысячелетия спустя наше историческое достояние, художественный и содержательный образец материального творчества, который связывает нашу культуру в единое и величественное целое.

С этим образцом мы обречены сравнивать и Армату, и самих себя.

Когда в художественных произведениях будущего
мы вдруг увидим знакомый стремительный и торжествующий силуэт
у Чудского озера
или с десантом смоленских стрельцов на броне,
на багратионовых флешах
или в пейзажах первых марсианских городов,
мы простим творческим личностям столь вольное обращение с историческими фактами.

Потому что это историческая правда.

Читайте также:

Валентин Жаронкин. О праве гордиться Революцией. Нет в русской истории трудных вопросов: часть 9

Александр Шубин. Революция: это не локомотив истории, а таран истории